Портал работает в режиме опытной эксплуатации

Принципы и классификация бюджетной системы

Принципы бюджетной системы

Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

 

Единство кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

Адресность и целевой характер бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

 

Прозрачность (открытость) бюджета

Принцип прозрачности (открытости) означает:

  • Обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
  • Обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
  • Обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
  • Стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

 

Эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 

Сбалансированность бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

 

Самостоятельность бюджетов

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом;
  • Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • Право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  • Недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  • Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  • Недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
  • Недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

 

Достоверность бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

 

Единство бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному Кодексу, являются недействительными.

 

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

  • Субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • Средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • Добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
  • Расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
  • Расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
  • Отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;
  • Расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

 

Подведомственность расходов бюджетов

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного Кодекса. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

 

Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

 

Единство кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"

Классификация доходов бюджетов

классификация доходов бюджета

Код главного администратора доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджетов (1 - 3 знаки кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета.

Группа доходов

Код является 4-м знаком кода классификации доходов.

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

1 - налоговые и неналоговые доходы;

2 - безвозмездные поступления.

Подгруппа доходов

Пятый и шестой знаки кода классификации доходов.

Код вида доходов предусматривает следующие подгруппы:

01 - налоги на прибыль, доходы;

02 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;

03 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

04 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

05 - налоги на совокупный доход;

06 - налоги на имущество;

07 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

08 - государственная пошлина;

09 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

10 - доходы от внешнеэкономической деятельности;

11 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

12 - платежи при пользовании природными ресурсами;

13 - доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;

14 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

15 - административные платежи и сборы;

16 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;

17 - прочие неналоговые доходы;

18 - поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Статья доходов

Седьмой и восьмой знаки кода классификации доходов. Код статьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода подгрупп вида доходов.

 Подстатья доходов

Девятый, десятый и одиннадцатый знаки кода классификации доходов. Код подстатьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода статьи вида доходов.

Элемент доходов

Двенадцатый и тринадцатый знаки кода классификации доходов.

Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов.

Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

Код подвида доходов бюджетов

Код подвида доходов бюджетов (14 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов) включает:

- группу подвида доходов бюджетов (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов);

- аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов).

 

Классификация расходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов

Главный распорядитель бюджетных средств

Код главного распорядителя бюджетных средств состоит из трех разрядов и формируется с применением числового ряда: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Код главного распорядителя средств бюджета устанавливается в соответствии с утвержденным в составе ведомственной структуры расходов бюджета перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Главному распорядителю средств соответствующего бюджета, обладающему полномочиями главного администратора доходов данного бюджета, присваивается код главного распорядителя бюджетных средств, соответствующий коду главы.

Код раздела

Код раздела состоит из двух разрядов.

Разделам присваиваются уникальные цифровые коды, формируемые с применением числового ряда: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Четвертый и пятый разряды знаки классификации расходов определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации коды разделов приведены в приложении 2 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65 н.

Код подраздела

Код подраздела состоит из двух разрядов.

Подразделам присваиваются уникальные цифровые коды, формируемые с применением числового ряда: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Шестой и седьмой знаки кода классификации расходов определяют направление расходования бюджетных средств по функциям государства в пределах разделов. Структура подразделов классификации расходов бюджета построена по принципу выделения подфункций.

Единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации коды разделов приведены в приложении 2 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65 н.

Код целевой статьи расходов

Код целевой статьи состоит из 10 знаков.

Целевые статьи расходов бюджета обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к государственным программам, и (или) не включенным в государственные программы направлениям деятельности органов государственной власти.

Программная (непрограммная) статья

Знаки с 1 по 2 десятизначного кода целевой статьи предназначены для кодировки государственных программ и не включенных в государственные программы направлений деятельности органов государственной власти (далее - непрограммные направления деятельности).

Знак 3 десятизначного кода целевой статьи обозначается заглавным буквенным символом кириллицы и предназначен для кодировки подпрограммы в рамках государственной программы или детализации непрограммных направлений деятельности.

Знаки с 4 по 5 десятизначного кода целевой статьи предназначены для обозначения основного мероприятия в рамках подпрограммы (непрограммного направления деятельности).

Направление расходов

Знаки 6-10 десятизначного кода целевой статьи используются для детализации направлений расходования бюджетных средств в рамках мероприятий подпрограмм государственных программ и (или) непрограммных направлений деятельности.

Вид расходов

Код вида расходов состоит из 3 символов.

Виды расходов детализируют направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям расходов бюджета.

Перечень и коды вида расходов утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью.

 

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета

Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета устанавливается Законом о бюджете исходя из полномочий по осуществлению операций с источниками финансирования дефицита бюджета.

Код группы источников финансирования дефицитов бюджетов

Четвертый и пятый знаки кода классификации источников финансирования дефицита бюджета позволяют разделить внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Код подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов

Шестой и седьмой знаки кода классификации источников финансирования дефицита бюджета позволяют детализировать соответствующую группу источников финансирования дефицита бюджета.

Код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов

Код состоит из 6 знаков и детализирует соответствующую подгруппу источников финансирования дефицита бюджета, а также включает подстатью и элемент источников финансирования дефицита бюджета.

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов (14-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) включает:

-подвид источников финансирования дефицитов бюджетов (14-17 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов);

-аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов (18-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов).

Карта

  • 142800, Московская область, г.Ступино, ул.Андропова, д.43а/2

  • ПН – ПТ с 9-00 до 18-00, СБ, ВС – выходной
    Перерыв с 13-00 до 14-00

  • 8 (496) 644-13-57

  • stup_fu@mail.ru

Личный прием

  • Каждый понедельник с 15.00 до 18.00

  • Здание администрации
    городского округа Ступино, каб. №312

  • 8(496) 644-13-57